1. Главная
  2. Новости
  3. Отраслевые новости
  4. Теплоэнергетическая катастрофа в подмосковном Подольске в новогодние праздники 2024 года (технологический разбор и выводы)

Теплоэнергетическая катастрофа в подмосковном Подольске в новогодние праздники 2024 года (технологический разбор и выводы)

31 января 2024
328

В центральной и областной прессе к концу января уже опубликованы многие материалы о об этой аварии в Подольске. Детально обсуждались и структура собственности завода, которому принадлежала злополучная котельная, и перспективы национализации завода, и аресты виновных. Нас, как занимающихся профессионально обслуживанием котельных в Москве и Московской области (в том числе и на аутсорсинге) – ООО «И-технологии» – интересовали в большей степени технологические детали аварии и последовательность действий служб, эксплуатирующих котельную и теплосети. Такие подробности и их анализ – представлены далее – дают возможность извлечь необходимые уроки из этой невеселой истории.

Неисправность частотного преобразователя дымососа водогрейного котла на ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ) стала одной из причин аварии, в результате которой без горячей воды в двадцатиградусные морозы остались жители 173 многоквартирных домов в микрорайоне подмосковного Подольска.

ЧП на КСПЗ произошло 4 января. Комиссия самого завода установила, что котел водогрейный газомазутный (КВГМ-100) остановился в 3 часа 32 минуты «по причине аварии частотного преобразователя дымососа». Данный факт был установлен сменным мастером котельной по сигнальной лампе пульта управления дымососа и контрольной лампе работы самого котла. При этом, говорится в отчете, насос не выключался, продолжая осуществлять «циркуляцию теплоносителя».

По показаниям приборов, его температура на выходе составляла 134 градуса. Женщина, дежурившая в котельной, внесла соответствующую запись в журнал, сообщив о ЧП инженерам предприятия и в местную теплосеть. Последней, правда, не сразу, а только около 15 часов дня. Запустить КВГМ-100, исправив работу дымососа, удалось в 7:30. При этом следует отметить, что вскоре после остановки котла рабочие обнаружили первую течь — вода выходила из теплосети в районе котельной. Ремонт теплосети был завершен в 7 часов утра.

Через полчаса после запуска, согласно показаниям приборов и отчету комиссии, остановился не только КВГМ-100, но и сетевой насос. В качестве причины на предприятии указали «падение давления в обратном трубопроводе (в так называемой обратке)». На КСПЗ сформировали две бригады, которые отправились на поиски мест утечек как на самом предприятии, так и на прилегающей территории. Одно было обнаружено в расположенном рядом АО «Конструкторское бюро автоматических линий имени Л. Н. Кошкина», а другое — в микрорайоне Дубки. Согласно отчетам, утечки устранили в тот же день — в 18:55 и 13:00 соответственно. Однако в 17 часов образовалась новая — на трубопроводе завода, с которой разбирались до 6 часов 5 января.

После этого запустить котел снова не удалось — из-за утечки замерзла его конвективная часть. Только после этого, в 18 часов 5 января, руководство предприятия решило задействовать резервный КВГМ-100.

По версии ГСУ СКР по Московской области, после этого произошел гидроудар, вызвавший новые утечки, замораживание систем, что и привело к тому, что жители 173 многоквартирных домов остались без тепла в 25-градусные морозы. На самом предприятии утверждают, что мощности котла не могло хватить для создания гидроудара.

По данным вице-губернатора Московской области Евгения Хромушина, отвечающего за ЖКХ, которые он изложил ряду СМИ, «на той материально-технической базе котельной, которая здесь есть, вполне можно было работать и проходить отопительный сезон». Но, отметил господин Хромушин, был совершен ряд ошибок: уволились люди, которые занимаются автоматикой. Им платили очень маленькую зарплату или вообще не платили.

Какие выводы мы сделали для себя? Попробуем перечислить:

1. Обслуживать котельную должен квалифицированный персонал.

2. Обслуживание должно быть регулярным и систематическим.

3. Ошибки персонала, в первую очередь с задержкой передачи информации о сбоях в работе котельной, могут дорого обойтись как собственнику, так и потребителю.

Выход из положения здесь не является никакой тайной: использование производственной телеметрии для контроля технологических параметров котельной исключает возможность манипуляций информацией персоналом.

Наш выбор производственной телеметрии для котельных – ПТК «АКСОН» –телеметрия производства ООО «КОНА-Связь» (г. Москва) с 20-летней историей производства и эксплуатации на тысячах объектов только на территории Московской агломерации. Именно это оборудование позволило нам не допустить аварий на котельных наших клиентов в новогоднюю ночь и последующие праздничные дни нового 2024 года.

Смотри, например, Мороз и солнце – день чудесный?

По нашей информации Правительство Московской области запросило у АО «МОСОБЛГАЗ» предложения по оснащению более 3 000 котельных области производственной телеметрией для предупреждения подобных аварий в будущих отопительных сезонах.

 

По материалам сетевых изданий «КоммерсантЪ»: https://www.kommersant.ru/doc/6443593 и «РБК» https://www.rbc.ru/society/10/01/2024/659d6fb39a79474a84696a85.


8 (495) 419-25-25
Консультации по решению